Как педагог-психолог, работающий в образовательной среде, я регулярно сталкиваюсь с запросом, который многие педагоги стесняются озвучить: «Я больше не могу. У меня нет сил. Я будто выгорел».
Давайте договоримся сразу: выгорание — это не слабость, а закономерная реакция психики на хронический профессиональный стресс. Это не стыдно, это нужно признать и работать с этим. Сегодня мы с вами научимся распознавать врага в лицо и составим план работы,который можно предложить учителю.
Три главных симптома
По научной модели Кристины Маслач, выгорание состоит из трех компонентов:
1. Эмоциональное истощение:
«Просыпаюсь разбитой. К концу недели — как выжатый лимон. Даже долгий сон не восстанавливает. Раздражаюсь по пустякам».
Это не лень, это ваш ресурс на нуле.
2. Деперсонализация (цинизм):
«Мне всё равно, что там у них. Пусть сами решают свои проблемы. Дети стали безразличны, коллеги вызывают раздражение».
Это не черствость, это психика пытается защититься, включая «эмоциональное отчуждение».
3. Редукция личных достижений:
«Я плохой учитель. Ничего не успеваю. Всё, что я делаю, не имеет смысла».
Это не объективная реальность, это искаженное восприятие, вызванное переутомлением.
Почему педагоги в группе риска?
· Высокая эмоциональная нагрузка: Они постоянно находимся в режиме «приема-передачи» эмоций.
· Ответственность: За детей, за результаты, за отчетности.
· «Невидимая» работа: Подготовка к урокам, проверка тетрадей, общение с родителями после рабочего дня.
· Социальная оценка: Их работа всегда на виду.
Вот примерный план "спасения"
"ШАГ 1: Скорая помощь (что делать СЕЙЧАС)
1. Микропаузы по таймеру: Каждый час — 3 минуты полного отрыва от работы. Посмотрите в окно, подышите, выпейте чай.
2. Техника «Заземление»: Чувствуете, что накрывает?
→ Найдите 5 предметов одного цвета.
→ Прислушайтесь к 4 разным звукам.
→ Потрогайте 3 поверхности разной текстуры.
Это вернет вас в «здесь и сейчас».
Подробнее почитать про данную технику вы можете здесь
3. Дыхание «4-7-8»: Вдох на 4 счета → задержка на 7 → выдох на 8. Всего 3-5 циклов.
ШАГ 2: Стратегия восстановления (что делать на этой неделе)
1. Введите «ритуал окончания работы»: Закрыли журнал — умойтесь прохладной водой, помойте чашку, скажите себе: «Мой рабочий день окончен».
2. Найдите «непедагогическое» хобби: Там, где не нужно общаться, учить, оценивать. Лепка, бег, вышивание, просто прогулки.
3. Освойте важный принцип : Вы не можете быть идеальным учителем, идеальным родителем и идеальным супругом одновременно. Где-то можно быть просто «достаточно хорошим».
ШАГ 3: Профилактика (как жить, чтобы не выгорать)
1. Разрешите себе отдыхать: Отдых — это не награда за труд, а часть работы.
2. Создайте «копилку успехов»: Заведите файл, куда складывайте благодарности от детей и родителей, удачные методические находки. Пересматривайте в трудные дни.
Если вы понимаете, что не справляетесь самостоятельно несколько недель подряд — не стесняйтесь обратиться к психологу. Работа с выгоранием — это наша с вами общая профессиональная задача.
Коллеги, а какие приемы помогают лично вам сохранять баланс? Поделитесь Вашим опытом , он может стать поддержкой для другого!"
